Как можно использовать режим высокоскоростной синхронизации FP фотокамер Nikon со студийным оборудованием, для съёмки динамичных объектов, например брызги воды.

Практика /
В нормальном режиме вспышка срабатывает в тот момент, когда шторки открыты целиком. Но это не может произойти, пока передняя шторка полностью не открылась. Это и есть аппаратное ограничение, вызванное скоростью открытия механической шторки. Ограничение складывается из суммы времени открытия и импульса. На современных зеркальных камерах суммарное время получается всреднем 1/250 с. Если выдержка короче 1/250 с., задняя шторка начинает закрываться, не дождавшись, пока передняя полностью откроет кадр. Получается, что по кадру движется щель, образованная двумя шторками. Чем короче выдержка, тем уже щель. И если при естественном освещении это отлично работает, то со вспышкой начинаются проблемы с чёрными полосами на краю кадра.
Как же снять со вспышкой вот такие брызги воды.


Для этого нужна вспышка и камера, которые поддерживают режим синхронизации FP mode (FP sync). В этом режиме вспышка вместо одного большого залпа делает серию маленьких на протяжении всего периода, когда щель из шторок проходит сенсор. В этом режиме вы можете выставить любую выдержку, вплоть до 1/8000.
Вот что происходит в FP режиме:



Синее – это передняя шторка, которая открывает кадр. Красное – задняя, которая закрывает. Жёлтая полоса на кадре – это щель, через которую на сенсор падает свет. Жёлтая расчёска внизу — это серия быстрых импульсов в FP режиме.
Режим FP поддерживают следующие тушки:D7000, D700, D300, D200, D90, D80 и накамерные вспышки: SB-900, SB-800, SB-600.

Мои настройки:
Для синхронизации моноблоков используется световой импульс, накамерной вспышки например Nikon SB-800 с повёрнутой головкой назад, что бы не мешала. В меню камеры включаем FP (режим высокой синхронизации на авто), режим съёмки устанавливаем в мануал, выдержку можно ставить любую высокую до самой конечной, диафрагму подбираем и соответственно мощность вспышки на моноблоках. В настройках вспышки устанавливаем MN(мануал)+FP. Мощность вспышки SB-800 регулируем опытным путём 1/32 или 1/8, что бы не было чёрных полос. В таком режиме моноблоки срабатывают от светового импульса. Воду замораживает отлично, все капли видно.

17 комментариев

UncleSam
Дурацкий вопрос, неужели в студийных условиях недостаточно 1/200с для замораживания воды? Там же больше света нет, фотоаппарату все равно, что происходит в остальное время экспозиции, он, в любом случае, будет «видеть» только на выдержке самого моноблока (1/1000с вроде). Естественно, если студия хорошая, темная, а не в комнате среди бела дня.

А потому, совершенно необязательно плясать с бубном и таскать с собой накамерную вспышку.
AleksandrSh
UncleSam, Вы сами попробуйте, а потом говорите. 1/200 категорически не достаточно, всё будет смазано.
UncleSam
Ну, почему же вы думаете, что я не пробовал? Пробовал, снимал на предметном столе, источник снизу и сбоку, много воды пролил мимо, брызги фиксируются.
UncleSam
Ну, почему же вы думаете, что я не пробовал? Пробовал, снимал на предметном столе, источник снизу и сбоку, много воды пролил мимо, брызги фиксируются.

Посмотрите, как снимают капли те, кто стукает их друг о друга, причем, не в студии, а дома с портативной вспышкой. 1/60 с, темное помещение, вспышка, вот и все. Откуда будет смаз, если остальное все темное? Ослабляйте пилоты, чтобы не мешали, зачем вам слишком много света?
UncleSam
Ой, какой баг интересный, стал добавлять второй комент, туда скопировался текст предыдущего. Думал, это правка так организована, а это бага оказалась.
AleksandrSh
UncleSam, покажите свои снимки с брызгами.
UncleSam
Я не против, но завтра, хорошо? Ведь кадр сверху ваш?
AleksandrSh
Кадр мой, но его не судить — это пробник и яблоко не из лучших, а другие на стоках.

Мне известны два способа съёмки для заморозки предметов в динамике:

1. Это съёмка в затемнённом помещении на не больших выдержках например 1/60 — 1/200, на Nikon D40 вообще можно 1/800 (гибридный затвор), когда шторки полностью открыты, делаем короткий импульс моноблоком в 1/1000 — 1/2400 или около этого. В таком случае на снимке будет запечатлён отрезок времени в 1/1000 — 1/2400. Пример: мастер-класс «Urs Recher — Commercial Photography». Здесь мне кажется труднее поймать нужный момент.

2. Съёмка на коротких выдержках 1/2000 и выше с поджиганием вспышек. Пример: мастер-класс «Сахорова — жидкость в динамике», «Издато — Разумовского».

Мне удобнее снимать моим способом, удобнее ловить момент. Для спуска затвора использую ДУ, а другой рукой поливаю водой.

Поделитесь своим опытом, может всё намного проще.
UncleSam
Александр, кстати, попробовал, потому что сомнения мучали (последний раз снимал это двагода назад, на тех параметрах, которые вам указал… там просто лили воду, не крупным планом, все получалось). Оказалось, что вы оказались правы. Так что беру свои слова назад. Если же снимать капли, то либо, действительно, в полной темноте, либо быструю синхронизацию юзать с очень мощными истчниками, иначе света попросту не хватает.

Поначалу зажал дыркой до 8, ISO 100, выдержка 1/200, получалось темно, с черным фоном. Но капли и правда размывались при разлете. Что-то интересное получается на ISO 200 1/500, которая от 1/1000 почти не отличается по интенсивности освещения, так что лучше юзать покороче. Еще мне думается, что хорошие студийные источники дадут куда больше света, чем моя одна вспышка через софтбокс. Значит, можно будет закрываться дальше моих f/4.

Кстати, на 1/200 получаются неплохие кадры, но смаз на разлетающихся кадрах явно заметен, хотя на воде стекающей и льющейся ОК, особенно если ставить поджиг по задней шторке, чтобы забивала смаз.
AleksandrSh
Спасибо за ответ. Будем считать способ с FP бюджетным вариантом.
admin
Перенёс в блог Практика.
Canek
Никон д200, вспышка Луч1 подключенная через кабель и самодельный переходник. Выдержку не помню но несильно короткая, вспышка лежит за объектом съемки. Несколько дублей несколько фонов и вот результат


Canek
AleksandrSh
Последний снимок буря в стакане понравился. На какой выдержке снимали?
Canek
увы не помню, исходник в другом компе до которого пока нет доступа, но думаю несильно короткая, так как на выдержках больше 1\500 было видно пол затвора.
Canek
Нашел дырочка 8, а выдержка 1\200 — 1\250, на не которых кадрах виден небольшой смаз наиболее активных капель, но при печати это не критично и получается достаточно симпатично. Хотел бы добавить что полярик может помочь при подобной съемке.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.